pk
Как в 2021 году ГИТ будет проверять работодателей

Как в 2021 году ГИТ будет проверять работодателей

03.02.2021

Как в 2021 году ГИТ будет проверять работодателей?

Плановые проверки отменили. Не для всех.

Мораторий на плановые проверки продлили на 2021 год только для малых предприятий. Средние предприятия ГИТ проверит по плану наравне с крупными компаниями. Также запрет на проверки не стали продлевать некоммерческим организациям, в которых трудится до 200 человек (п. 7 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969, далее — Постановление № 1969).
Стало больше исключений из моратория. Все их перечислили в пункте 8 Постановления № 1969. Например, ГИТ проведет плановые проверки в организациях с категорией высокого риска, даже если это малые предприятия.

Выезжать на предприятия станут чаще

Инспекторы будут сами определять: выезжать им на предприятие или проводить проверку дистанционно. Дистанционный формат проверок - это не обязанность, а право контролеров (п. 1 Постановления № 1969).
В 2020 году контролеры должны были использовать для внеплановых проверок только дистанционный способ. Выезжать на предприятия разрешали в трех случаях:
  • есть вред жизни и здоровью граждан или угроза такого вреда, проверку согласовали прокуроры;
  • нужно проверить, как исполнили предписание после того, как обнаружили угрозу вреда жизни и здоровью, проверку согласовали прокуроры;
  • поступило поручение Президента или Правительства, или требование прокурора проверить конкретного работодателя после полученных материалов или обращений.
10 рабочих дней - максимальный срок на документарные и выездные проверки с 1 июля.

Мораторий действует не на все виды контроля

Запрет действует только для плановых проверок по Закону о госконтроле. Он не касается проверок в области использования атомной энергии. Кроме того, мораторий не распространяется на административные расследования, по статье 28.7 КоАП.
Инспектор ГИТ вправе проводить административное расследование при нарушениях трудового законодательства. Чтобы начать его, достаточно  обращения работника или других данных, которые указывают на нарушение. Расследование используют, когда нужно провести экспертизу или другие действия, которые займут много времени. Максимальный срок на расследование - один месяц. Уведомлять работодателя о расследовании и согласовывать процедуру с прокурорами контролеры не обязаны. Например, Роструд может проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы отследить, как провели СОУТ и оформили ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

Появятся новые виды контроля

Инспекционные визиты можно будет проводить дистанционно (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ). Выездное обследование, в ходе которого инспекторы могут прийти на предприятие без предупреждения и осмотреть общедоступные производственные объекты, будет длиться максимум один рабочий день. Наблюдать за тем, как работодатели соблюдают обязательные требования, начнут в рамках мониторинга безопасности, данные для него будут получать из государственных систем и других ведомств. Эти виды контроля инспекторы смогут использовать с 1 июля 2021 года, когда вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, он заменит Закон № 294-ФЗ.
С 1 июля контролеры смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты. Главное преимущество инспекционного визита - он не должен длиться больше одного рабочего дня. Но визиты будут внезапными, инспекторы не будут уведомлять о них работодателей (ч. 4 и 5 ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
Максимальный срок для проверок с 1 июля сократят вдвое: с 20 рабочих дней до 10 (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Если контролеры не заменят запланированную проверку на инспекционный визит, максимальный срок на нее — тоже 10 рабочих дней. Сроки для структурных подразделений в других регионах по-прежнему считают отдельно. В ежегодных планах должны скорректировать сроки на проверки (пп. 2–4 Постановления № 1969).

Отменили согласование проверок по факту или угрозе вреда жизни и здоровью

В прошлом году инспекторы согласовывали с прокурорами проверки по факту вреда жизни и здоровью или угрозы вреда, а также проверку исполнения предписаний по таким нарушениям. Теперь это условие не действует. ГИТ реагирует быстрее на угрожающие жизни и здоровью нарушения и внеплановые проверки по ним проводит сразу. Прокуратуру о проверках извещают, но не согласовывают с ней мероприятия. Инспекторы руководствуются частью 9 статьи 360 ТК, она позволяет не применять норму о согласовании из части 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ; п. 105 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент № 160).
Жалобы об угрозе жизни и здоровью инспекция получает от работников или иных лиц, которые решили сообщать о нарушении, например, СМИ, граждане, госорганы и пр. Проверку без согласования проведут, если поступила информация, что компания (п. 91 Регламента № 160):
  • не платит зарплату или ее части;
  • нарушает режим труда и отдыха;
  • не предоставляет оплачиваемые отпуска;
  • не оформляет трудовые отношения или оформляет их неправильно;
  • допускает к работе без инструктажа и обучения по охране труда;
  • допускает к работе без медосмотров и психиатрического освидетельствования;
  • не обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • не создала систему управления охраной труда;
  • не проводит специальную оценку условий труда;
  • не предоставляет гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.

Вернуться к списку

скидка на первую заявку до 15% рассчитать