(здание НИИ ГипроРечТранс, эт. 6, оф. 600)
Федеральные законы, постановления и приказы
Нормативные акты по охране труда
Требования к охране труда обозначены в законодательных актах федерального и муниципального уровня. Важно, что документы, принятые на федеральном уровне, имеют приоритет над актами, действующими в отдельных муниципальных образованиях.
Если будет выявлено противоречие между нормами по охране труда, прописанными в документах федерального и муниципального уровня, акт, утвержденный правительством муниципального образования, будет признан недействительным.
К актам в сфере охраны труда, что легитимные на территории всей РФ, относятся:
- кодексы РФ (трудовой, гражданский, КоАП, уголовный)
- федеральные законы
- подзаконные акты (постановления, приказы)
- ГОСТы, СниПы и санитарные СниПы для разных отраслей
- межотраслевые, отраслевые соглашения, др.
Издавать новые нормативные акты вправе как субъекты Федерации, так и муниципальные образования разного уровня. Однако все новые документы не должны противоречить нормам уже действующих законодательных актов и быть утвержденными Министерством труда РФ.
Документы, регламентирующие охрану труда на предприятии
На каждом предприятии должно быть как минимум 2 полных комплекта документов, регламентирующих охрану труда. Один комплект хранится в кабинете управляющего, а второй — в профсоюзной организации сотрудников или в любом месте, куда имеет доступ весь персонал компании.
В каждый комплект документов следует включить:
- действующие федеральные и муниципальные нормативные акты, касающиеся охраны труда
- локальные акты (документы, регламентирующие охрану труда на конкретном предприятии)
- документы, в которых прописаны нормы и правила организации труда в компании
- различные документы, в которых обозначены общие сведения об обеспечении безопасности труда (постановления об организации проверок, должностные инструкции, инструкции по эксплуатации материалов или веществ повышенного класса опасности, др.)
Единого списка документов, которые должны входить в комплект нормативных актов предприятия, не существует. В каждой компании, в зависимости от специфики ее деятельности, формируется индивидуальный перечень документов. Но при этом важно, чтобы локальные нормативные акты, составленные инженером по ОТ и утвержденные руководителем компании, не противоречили правилам, прописанным в муниципальных и федеральных постановлениях, законах и приказах. Должностные инструкции и правила ТБ также должны соответствовать нормам ГОСТ и санСНиП.
Разработка и согласование новых правил по охране труда
Разработка и согласование нового федерального либо муниципального нормативного акта, касающегося охраны труда, производится в несколько этапов. На первом этапе разрабатывается проект документа. Затем этот проект проверяется юристами, корректируется и согласовывается на внутреннем уровне.
После первичного согласования «на местах» проект нового акта вместе с сопроводительным письмом направляется на рассмотрение и согласование в Министерство труда. Соответствующее подразделение Министерства изучает документ, проводит его всестороннюю экспертизу на соответствие уже действующим нормам и правилам и либо утверждает проект соответствующим грифом, либо направляет на доработку с правками и замечаниями.
Нормативные акты принимаются на срок 5 лет. По истечению этого времени срок легитимности документа может быть продлен, но не более, чем на 2 срока. Решение, продлевать либо не продлевать действие акта, принимает тот орган исполнительной власти, который принял этот акт. Важно, что решение положительное или отрицательное решение должно быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до истечения текущего срока действия документа.
В случае, если акт, регламентирующий охрану труда, был издан совместно с Минтрудом РФ, органы исполнительной власти не вправе редактировать его самостоятельно. Любые правки и корректировки в такие документы вносятся только после согласования с Министерством.
Напишите нам и менеджер свяжется с вами в ближайшее время