(здание НИИ ГипроРечТранс, эт. 6, оф. 600)
Курсы профессиональной переподготовки
Курсы и обучение по теплоустановкам
Курсы и обучение по:
Вопрос-ответ - стр. 2
Внеплановая оценка условий труда проводится в следующих случаях:
-
ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
-
получение работодателем предписания ГИТ о проведении внеплановой СОУТ, в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7.
Ст.17 ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Свернуть ответ
Работодатель на микропредприятии проводит обучение охране труда в ходе инструктажа на рабочем месте (п. 100 Порядка обучения № 2464).
Работодатель не обязан формировать комиссию по проверке знания требований ОТ. Достаточно назначить ответственное лицо, которое будет проводить проверку знания (п. 101 Порядка обучения № 2464).
Вводный инструктаж по охране труда и инструктажи на рабочем месте можно совместить и вести единый документ регистрации проведения инструктажа по охране труда (п. 102 Порядка обучения № 2464).
Инструктажи по охране труда может проводить штатный специалист по охране труда, лицо, на которое приказом возложили обязанности по проведению инструктажей, или специалист по ОТ по гражданско-правовому договору. Исключение – целевой инструктаж по наряду-допуску. Его проводят по общим правилам (п. 103 Порядка обучения № 2464).
Если работники выполняют работы повышенной опасности, то работодатель выполняет все требования Порядка обучения № 2464 по данному обучению (п. 100 Порядка обучения № 2464).
Сначала обратимся к ч.4 ст.230.1 ТК РФ, которая гласит, что по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, в которые сообщалось о несчастном случае, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Кроме того, в п.33 приказа Минтруда России от 20.04.2022 г. № 223н содержатся аналогичные требования, согласно которым сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме № 10 приложения № 2 к данному приказу передается работодателем (его представителем) в течение 10 календарных дней в соответствующую государственную инспекцию труда по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего.
С учетом вышеизложенных норм можно сделать вывод: работодатель обязан направлять в ГИТ сообщение о последствиях любого несчастного случая, повлекшего временную нетрудоспособность работника и произошедшего на производстве.
Дополнительно отметим, что в зависимости от степени тяжести полученных пострадавшим травм информируется и определенный круг органов, т.е. о легком несчастном случае необходимо проинформировать только органы СФР, а ГИТ извещать при легком несчастном случае не требуется.
Вместе с тем, если травмы легкой степени тяжести не повлекли за собой временную утрату трудоспособности пострадавшим, то сообщать в ГИТ о последствиях такого несчастного случая на производстве и принятых мерах не требуется.
Эксперты Института "ПРОФИКЛАСС" расследуют несчастный случайи расскажут, как предотвратить ЧП в дальнейшем. Мы гарантируем соблюдение всех тонкостей проведения расследований. В стоимость наших услуг также входит защита интересов работодателя и выявление недочетов в организации ОТ, послуживших причиной несчастного случая.
Общие требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте определены Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н (далее - Правила по охране труда).
Средства защиты от падения с высоты и каски защитные должны быть сертифицированы.
Обоснование:
В соответствии со ст.ст.214 и 221 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной защиты, в т.ч. средства защиты от падения с высоты должны соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты (далее - Технический регламент).
В соответствии с п.5.4 Технического регламента подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты, в т.ч. средств защиты от падения с высоты осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
В соответствии с п.12 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты подлежат обязательной сертификации
В соответствии с п.6 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты ног (обувь) от скольжения подлежат декларированию.
В соответствии с п.7 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты головы (каски защитные) подлежат обязательной сертификации.
Разделом VI Правил по охране труда установлены Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте.
В соответствии с п.117 Правил по охране труда системы обеспечения безопасности работ на высоте должны соответствовать росту и размерам работника, существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы и учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника.
В соответствии с п.126 Правил по охране труда системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из анкерного устройства, привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной); соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах).
В соответствии с п.129 Правил по охране труда анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.
Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с п.127 Правил по охране труда должны указываться в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.
В п.132 Правил по охране труда установлено, что в качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь, а не безлямочные предохранительные пояса. В состав соединительно-амортизирующей подсистемы страховочной системы должен входить амортизатор или устройство функционально его заменяющее. Соединительно-амортизирующая подсистема может быть выполнена из стропов, средства защиты втягивающего типа или средств защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.
В п.138 Правил по охране труда дан перечень СИЗ (совместимых с системами безопасности от падения с высоты) который должен выдаваться при работе на высоте.
В п.139 определены требования к каскам, используемым при работе на высоте.
В п.140 установлены требования к специальной обуви, которая должна выдаваться при работе на высоте.
Требования по охране труда при выполнении кровельных и других работ на крышах зданий установлены разделом XVI. Правил по охране труда.
В данном разделе (п.253) указан набор систем обеспечения безопасности работ на высоте (удерживающие, позиционирующие, страховочные системы и (или) систем канатного доступа, спасательно-эвакуационных средства) исходя из решений, прописанных в наряде-допуске, технологических картах или ППР на высоте.
Схематическое представление и состав систем обеспечения безопасности на высоте приведен в приложении № 10 к Правилам по охране труда.
Свернуть ответ
Если в организации проведена СОУТ и условия признаны вредными, то с какого момента следует установить повышенную оплату труда для работника?
Роструд указывает, что повышенную оплату труда работнику следует установить с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
Данный вывод следует из положений, указанных в ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в ч.1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, а минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Свернуть ответ
Может ли работодатель уменьшить нормы выдачи СИЗ работникам, если по результатам оценки профрисков (ОПР) ему необходимы не все СИЗ из перечня?
Роструд в своем ответе указывает, что в данной ситуации работодатель может уменьшить нормы выдачи СИЗ, так как при определении объема СИЗ, предполагаемых к выдаче работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель вправе не учитывать СИЗ от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками, снижению их уровней. При этом реализация указанных мероприятий должна подтверждаться результатами СОУТ и (или) ОПР.
Позиция Ведомства находит подтверждение в нормах, изложенных в п.18 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
Свернуть ответ
Согласно ст. 223, работодатель, численность сотрудников которого не превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований ОТ принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.
На должность специалиста по ОТ, как правило, назначаются:
- лица, имеющие квалификацию специалиста по ОТ;
- специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Если в организации отсутствует служба ОТ или нет специалиста по ОТ, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют:
- работодатель (ИП лично или руководитель организации);
- другой уполномоченный работодателем работник;
- организация или ИП, оказывающие услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по ГПД.
Свернуть ответ
При обучении по охране труда ответственных за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
В зависимости от занимаемой должности и функциональных обязанностей работника, результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, ответственного за безопасное производство работ необходимо обучить по программам:
- первой помощи пострадавшим (п.33 ППРФ 2464),
- использованию (применению) средств индивидуальной защиты (если применяют средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков) - п.38,
- общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда - если данные сотрудники являются руководителями структурных подразделений или их заместителями (п.53 ППРФ),
- безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков,
- безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (если при выполнении погрузо-разгрузочных работ выполняются работы, отнесенные к работам повышенной опасности) п.55 ППРФ 2464.
Обоснование:
Согласно п.4 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов, утвержденных приказом Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753н, работодатель обязан обеспечить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Таким образом, каждый работник, выполняющий данные виды работ, должен быть обучен по охране труда.
Отдельные пункты данных Правил 753н указывают на обязательное наличие лица, ответственного за безопасное производство работ, однако квалификационные требования к нему отсутствуют, поэтому, применяются в полной мере требования Порядка обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Свернуть ответ
Если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Основания для проведения внеплановой СОУТ предусмотрены в ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Таким образом, если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом (письмо Минтруда России от 03.11.2016 N 15-1/ООГ-3913). Форма указанного протокола нормативно не установлена.
Свернуть ответОценка профессиональных рисков и спецоценка - это разные процедуры. Законодательством не установлена обязательная последовательность проведения СОУТ и профрисков.
По общему правилу СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет. Если организовали новое рабочее место, проведите СОУТ в течение 12 месяцев с момента, как его создали (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Спецоценка будет действовать бессрочно, если на рабочих местах не установили вредность, не было несчастных случаев, у работников не выявили профзаболеваний и инспектор ГИТ не нашел нарушений. В остальных случаях проводите СОУТ один раз в пять лет.
Периодичность проведения оценки профрисков законодательством не установлена. Работодатель определяет самостоятельно периодичность ее проведения. При проведении оценки профрисков можно использовать результаты спецоценки (п. 10 рекомендаций по идентификации опасностей). Однако это является только рекомендацией по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей. Обязательная последовательность проведения СОУТ и оценки профрисков не установлена.
Свернуть ответДля проведения инструктажей по охране труда водительскому составу необходимо руководствоваться:
- разделом II Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464;
- Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145.
Правила обязательны для:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
- физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
В соответствии с п.3 Правил при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с п.7 Правил в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее - журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
В соответствии с п.7.1 Правил при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее - вводный инструктаж).
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
- требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
- порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость);
- основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
- документы, необходимые для осуществления перевозок.
В соответствии с п.7.2 Правил перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- погодные условия движения на маршруте;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
- безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
В соответствии с п.7.3 Правил два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее - сезонные инструктажи).
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
В соответствии с п.7.4 Правил при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее - специальный инструктаж).
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
Свернуть ответ
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (ч.2 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Работникам полагаются доплаты за вредные условия труда после внесения сведений о СОУТ в информационную систему учета.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения (ч.3 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
При этом результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Свернуть ответСтатья 209 ТК РФ даёт нам определение: вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию.
Статья 14 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» даёт следующие определения классам условий труда:
Оптимальные и допустимые условия труда – условия, при которых на работника воздействуют вредные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают нормативы.
Вредные условия труда – условия, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов превышают нормативы
Т.е. любой фактор, измеренный при проведении СОУТ, является вредным производственным фактором, в том числе:
⠀-⠀ шум, фактический уровень которого составляет 40, 50, 60, 70 дБА.
⠀-⠀ освещенность 400, 500 лк.
⠀-⠀ тяжесть трудового процесса, оцененная классом 1 и 2.
Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ). Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.
Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ). Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.
Нормативно данный срок не установлен. Рекомендуем установить срок в ЛНА предприятия.
Обоснование:
В соответствии с ТК РФ (статья 214 "Обязанности работодателя в области охраны труда") работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
В соответствии с пунктом 5.1 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ ГОСТ 12.0.230.5-2018" (далее - ГОСТ 12.0.230.5-2018) оценка профессиональных рисков должна проводиться организацией:
а) в случаях, если ранее такая оценка не проводилась;
б) при любых изменениях.
Сроки проведения оценки рисков в перечисленных выше случаях не установлены.
В соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ 12.0.230.5-2018 порядок проведения оценки риска устанавливается локальным нормативным актом организации.
Свернуть ответ
Возможно ли назначить специалиста по охране труда ответственным за проведение инструктажей на рабочем месте?
Роструд считает, что специалист по охране труда ответственен только за проведение вводного инструктажа, а за проведение других видов инструктажей ответственны иные исполнители.
Правовое обоснование:
Согласно п.8 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда:
а) вводный инструктаж по охране труда;
б) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
в) целевой инструктаж по охране труда.
В соответствии с п.11 Правил вводный инструктаж по охране труда проводится специалистом по охране труда или иным уполномоченным работником организации, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению вводного инструктажа по охране труда. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или специалиста по охране труда проводить вводный инструктаж по охране труда может работодатель, являющийся индивидуальным предпринимателем (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
В соответствии с п.22 Правил инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится непосредственным руководителем работника. Целевой инструктаж по охране труда проводится непосредственным руководителем работ.
Свернуть ответДа, это так. СОТ не может быть включен в комиссию.
Согласно п.51 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 18.04.2021 N 796, комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее, чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.
Специалист по охране труда не относится ни к электротехническому, ни к электротехнологическому персоналу, не относится к категории административно-технического персонала, а значит, не соответствует требованиям приказа N 796 для включения в комиссию.
Свернуть ответВ соответствии с пунктом 35 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464, обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится работодателем с привлечением работников или иных специалистов,
- имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов (в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением №2 к Правилам) и
- подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
Пунктом 96 Правил установлено, что работодатель, проводящий обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, должен иметь не менее 2 лиц, проводящих обучение, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера.
Свернуть ответ
Согласно п.13 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464) работников можно освободить от прохождения первичного и повторного инструктажа по охране труда в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.
Повторный инструктаж по охране труда не проводится для работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда (п.15 Правил).
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда, утверждается работодателем на основании любого организационно-распорядительного документа, например - приказа.
Свернуть ответ