(здание НИИ ГипроРечТранс, эт. 6, оф. 600)
Курсы профессиональной переподготовки
Курсы и обучение по теплоустановкам
Курсы и обучение по:
Вопрос-ответ - стр. 2
Может ли работодатель уменьшить нормы выдачи СИЗ работникам, если по результатам оценки профрисков (ОПР) ему необходимы не все СИЗ из перечня?
Роструд в своем ответе указывает, что в данной ситуации работодатель может уменьшить нормы выдачи СИЗ, так как при определении объема СИЗ, предполагаемых к выдаче работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель вправе не учитывать СИЗ от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками, снижению их уровней. При этом реализация указанных мероприятий должна подтверждаться результатами СОУТ и (или) ОПР.
Позиция Ведомства находит подтверждение в нормах, изложенных в п.18 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
Свернуть ответ
Согласно ст. 223, работодатель, численность сотрудников которого не превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований ОТ принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.
На должность специалиста по ОТ, как правило, назначаются:
- лица, имеющие квалификацию специалиста по ОТ;
- специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Если в организации отсутствует служба ОТ или нет специалиста по ОТ, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют:
- работодатель (ИП лично или руководитель организации);
- другой уполномоченный работодателем работник;
- организация или ИП, оказывающие услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по ГПД.
Свернуть ответ
При обучении по охране труда ответственных за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
В зависимости от занимаемой должности и функциональных обязанностей работника, результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, ответственного за безопасное производство работ необходимо обучить по программам:
- первой помощи пострадавшим (п.33 ППРФ 2464),
- использованию (применению) средств индивидуальной защиты (если применяют средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков) - п.38,
- общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда - если данные сотрудники являются руководителями структурных подразделений или их заместителями (п.53 ППРФ),
- безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков,
- безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (если при выполнении погрузо-разгрузочных работ выполняются работы, отнесенные к работам повышенной опасности) п.55 ППРФ 2464.
Обоснование:
Согласно п.4 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов, утвержденных приказом Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753н, работодатель обязан обеспечить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Таким образом, каждый работник, выполняющий данные виды работ, должен быть обучен по охране труда.
Отдельные пункты данных Правил 753н указывают на обязательное наличие лица, ответственного за безопасное производство работ, однако квалификационные требования к нему отсутствуют, поэтому, применяются в полной мере требования Порядка обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Свернуть ответ
Если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Основания для проведения внеплановой СОУТ предусмотрены в ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Таким образом, если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом (письмо Минтруда России от 03.11.2016 N 15-1/ООГ-3913). Форма указанного протокола нормативно не установлена.
Свернуть ответОценка профессиональных рисков и спецоценка - это разные процедуры. Законодательством не установлена обязательная последовательность проведения СОУТ и профрисков.
По общему правилу СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет. Если организовали новое рабочее место, проведите СОУТ в течение 12 месяцев с момента, как его создали (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Спецоценка будет действовать бессрочно, если на рабочих местах не установили вредность, не было несчастных случаев, у работников не выявили профзаболеваний и инспектор ГИТ не нашел нарушений. В остальных случаях проводите СОУТ один раз в пять лет.
Периодичность проведения оценки профрисков законодательством не установлена. Работодатель определяет самостоятельно периодичность ее проведения. При проведении оценки профрисков можно использовать результаты спецоценки (п. 10 рекомендаций по идентификации опасностей). Однако это является только рекомендацией по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей. Обязательная последовательность проведения СОУТ и оценки профрисков не установлена.
Свернуть ответДля проведения инструктажей по охране труда водительскому составу необходимо руководствоваться:
- разделом II Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464;
- Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145.
Правила обязательны для:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
- физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
В соответствии с п.3 Правил при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с п.7 Правил в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее - журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
В соответствии с п.7.1 Правил при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее - вводный инструктаж).
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
- требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
- порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость);
- основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
- документы, необходимые для осуществления перевозок.
В соответствии с п.7.2 Правил перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- погодные условия движения на маршруте;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
- безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
В соответствии с п.7.3 Правил два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее - сезонные инструктажи).
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
В соответствии с п.7.4 Правил при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее - специальный инструктаж).
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
Свернуть ответ
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (ч.2 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Работникам полагаются доплаты за вредные условия труда после внесения сведений о СОУТ в информационную систему учета.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения (ч.3 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
При этом результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Свернуть ответСтатья 209 ТК РФ даёт нам определение: вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию.
Статья 14 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» даёт следующие определения классам условий труда:
Оптимальные и допустимые условия труда – условия, при которых на работника воздействуют вредные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают нормативы.
Вредные условия труда – условия, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов превышают нормативы
Т.е. любой фактор, измеренный при проведении СОУТ, является вредным производственным фактором, в том числе:
⠀-⠀ шум, фактический уровень которого составляет 40, 50, 60, 70 дБА.
⠀-⠀ освещенность 400, 500 лк.
⠀-⠀ тяжесть трудового процесса, оцененная классом 1 и 2.
Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ). Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.
Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ). Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.
Нормативно данный срок не установлен. Рекомендуем установить срок в ЛНА предприятия.
Обоснование:
В соответствии с ТК РФ (статья 214 "Обязанности работодателя в области охраны труда") работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
В соответствии с пунктом 5.1 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ ГОСТ 12.0.230.5-2018" (далее - ГОСТ 12.0.230.5-2018) оценка профессиональных рисков должна проводиться организацией:
а) в случаях, если ранее такая оценка не проводилась;
б) при любых изменениях.
Сроки проведения оценки рисков в перечисленных выше случаях не установлены.
В соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ 12.0.230.5-2018 порядок проведения оценки риска устанавливается локальным нормативным актом организации.
Свернуть ответ
Возможно ли назначить специалиста по охране труда ответственным за проведение инструктажей на рабочем месте?
Роструд считает, что специалист по охране труда ответственен только за проведение вводного инструктажа, а за проведение других видов инструктажей ответственны иные исполнители.
Правовое обоснование:
Согласно п.8 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда:
а) вводный инструктаж по охране труда;
б) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
в) целевой инструктаж по охране труда.
В соответствии с п.11 Правил вводный инструктаж по охране труда проводится специалистом по охране труда или иным уполномоченным работником организации, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению вводного инструктажа по охране труда. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или специалиста по охране труда проводить вводный инструктаж по охране труда может работодатель, являющийся индивидуальным предпринимателем (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
В соответствии с п.22 Правил инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится непосредственным руководителем работника. Целевой инструктаж по охране труда проводится непосредственным руководителем работ.
Свернуть ответДа, это так. СОТ не может быть включен в комиссию.
Согласно п.51 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 18.04.2021 N 796, комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее, чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.
Специалист по охране труда не относится ни к электротехническому, ни к электротехнологическому персоналу, не относится к категории административно-технического персонала, а значит, не соответствует требованиям приказа N 796 для включения в комиссию.
Свернуть ответВ соответствии с пунктом 35 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464, обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится работодателем с привлечением работников или иных специалистов,
- имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов (в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением №2 к Правилам) и
- подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
Пунктом 96 Правил установлено, что работодатель, проводящий обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, должен иметь не менее 2 лиц, проводящих обучение, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера.
Свернуть ответ
Согласно п.13 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464) работников можно освободить от прохождения первичного и повторного инструктажа по охране труда в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.
Повторный инструктаж по охране труда не проводится для работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда (п.15 Правил).
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда, утверждается работодателем на основании любого организационно-распорядительного документа, например - приказа.
Свернуть ответ
Согласно Правилам обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда от 24.12.2021 N 2464, работодатель (руководитель организации), руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций, а также лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда в соответствии с пунктом 101 Правил, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (п.44 Правил).
Таким образом, члены комиссий по проверке знания требований охраны труда проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (п.2 Правил).
В соответствии с п.78 Правил проверку знания требований охраны труда с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны проходить следующие категории:
- руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
- руководители и преподаватели организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
- руководители подразделений по охране труда;
- специалисты в области охраны труда организаций.
Иным категориям работников проходить проверку знания требований охраны труда с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не требуется. Членам комиссии по проверке знания требований охраны труда в организации проходить проверку знания требований охраны труда с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не требуется.
Свернуть ответСледующая спецоценка должна закончиться к приближению истечения срока.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Таким образом, СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Таким образом, сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда действительны в течение 5 лет со дня внесения сведений в информационную систему учета. Через 5 лет в системе учета необходимо будет отразить актуальные сведения.
Порядок внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в информационную систему учета, установлен в ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками (ч.6 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Свернуть ответСогласно ст. 76 ТК РФ, отстранять от исполнения трудовых обязанностей можно по следующим основаниям:
- Работник пришёл во время рабочей смены в состоянии опьянения (независимо от времени — начало или конец — и характера опьянения). Работодатель фиксирует факт опьянения на работе посредством медзаключения или используя иные подтверждения.
- Сотрудник не прошёл обучение и проверку знаний по ОТ в рамках действующего порядка. Если это произошло не по его вине, наниматель должен оплачивать время вынужденного отстранения как простой (ст. 157 ТК РФ).
- На основании медицинского заключения у сотрудника обнаружены противопоказания к производственной деятельности, предусмотренной трудовым соглашением. Чтобы отстранение не нарушало интересов работников, медзаключение должно быть оформлено и выдано в установленном порядке.
- Работник не прошёл обязательный предварительного либо периодический медосмотр. Если это сделано не по вине работника, как и в случае с отсутствием обучения по ОТ, ситуация квалифицируется как простой и оплачивается нанимателем.
- Требование сотрудников компетентных органов, имеющих полномочия на отстранение от выполнения трудовых функций (судья арбитражного суда, дознаватель, инспектор ГИТ, главный государственный санитарный врач и др.).
- Неиспользование СИЗ, предоставленных сотруднику в действующем порядке, применение которых обязательно при выполнении работ с вредными, опасными условиями и при выполнении операций при экстремальной температуре.
- Приостановление либо прекращение действия специального права сотрудника на период свыше 2 месяцев (право на управление ТС, на ношение огнестрельного оружия, лицензии и др.).
Сотрудник отстраняется от выполнения трудовых обязанностей до момента устранения обстоятельств, ставших причиной такого решения, а также на время уголовного производства до его окончания либо вступления в законную силу приговора. Период отстранения не учитывается в стаже, необходимом для ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).
Свернуть ответРостехнадзор в письме от 12.05.2023 N 10-00-12/1709 разъяснил присвоение групп по электробезопасности специалистам по охране труда, контролирующим электроустановки:
- специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV по электробезопасности, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет;
- специалисты по охране труда субъектов электроэнергетики, контролирующие электроустановки, должны иметь группу V по электробезопасности и допускаются к выполнению должностных обязанностей в порядке, установленном для электротехнического персонала;
- специалистам по охране труда организаций потребителей электрической энергии, контролирующим электроустановки, присвоение группы IV по электробезопасности проводится без предварительной последовательной проверки знаний на II и III группу по электробезопасности.
Свернуть ответ
С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые Правила (Приказ Минтруда от 29.10.2021 N 766н).
Согласно п. 75 в случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (бельё, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук).
Таким образом, если работник уволился, то его СИЗ после обработки могут использоваться только в качестве дежурных СИЗ.