(здание НИИ ГипроРечТранс, эт. 6, оф. 600)


Курсы профессиональной переподготовки
Курсы и обучение по теплоустановкам
Курсы и обучение по:
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена следующая возможная административная ответственность для руководителя или другого должностного лица организации, или самой организации, или работодателя - индивидуального предпринимателя:
- нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - предупреждение или штрафа на должностных лиц или ИП от 5 000 до 10 000 рублей; на организацию от 60 000 до 80 000 рублей;
- допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - штрафа на должностных лиц или ИП от 15 000 до 25 000 рублей; на организацию - от 110 000 по 130 000 рублей;
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - штрафа на должностных лиц или ИП от 20 000 до 30 000 рублей; на организацию - от 130 000 до 150 000 рублей;
- прочее нарушение государственных нормативных требований охраны труда - предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц или ИП - от 2 000 до 5 000 рублей; на организацию - от 50 000 до 80 000 рублей;
- совершение вышеназванных нарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, - штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на ИП - от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на организацию - от 10 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Руководитель или другое должностное лицо организации, или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к уголовной ответственности за:
нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;
нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека, - принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Правовое обоснование
Статья 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 143 Уголовного кодекса РФ
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Свернуть ответ
С 01 сентября 2022 вступают в силу новые правила обучения по охране труда. Если при переводе работника сохранились условия труда и найденные ранее источники опасности, то повторно обучать и проверять его знания по охране труда не нужно. Минтруд уточнил: правило касается и изменения должности офисного сотрудника, у которого условия рабочего места и оборудование остались прежними.
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении данных рабочих мест. Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.
При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа старых и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.
Правовое обоснование
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Часть 1 статья 16 Закона № 426-ФЗ определяет, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Свернуть ответ
На основании Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ внесены существенные изменения в раздел X "Охрана труда" ТК РФ. Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2022.
В соответствии с информацией Минтруда от 17 июня 2021 года в перечень основных понятий добавлен термин "опасность" и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда - предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.
Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс. При этом в случае выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.
Принципиально меняется подход в предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было принято.
У работодателей появились права:
- вести электронный документооборот в области охраны труда;
- использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации. Согласно новым правилам работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена также деятельность комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или самих работников. Комитеты организуют совместные действия работодателя и работников, направленные на соблюдение требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.
Производственный контроль должны проводить все работодатели на всех рабочих местах.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Специалисты АНО ДПО "Институт "ПРОФИКЛАСС" :
Получите бесплатную консультацию по телефонам:
8 800 250 82 27 - звонок по России бесплатный.
8 (499) 734-30-30.
Телефон для связи через мессенджеры: 8-915-005-25-25.
В данном случае считается, что создаются новые рабочие места. Следовательно, необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда. Правовое обоснование: часть 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Свернуть ответ
Не реже одного раза в три года.
Согласно пункту 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.) и уполномоченные по ОТ представительного органа работников. Таким образом, обучение членов комиссии проводится не реже одного раза в три года, как того требует пункт 2.3.1 указанного порядка.
Извлечение: <…> 2.3.1. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. <…> 3.4. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. <…>
Обучение по охране труда проводят внутри организации или в учебном центре. Отдельную категорию сотрудников обучают исключительно в учебном центре. К ней относятся:
Обучайте руководителей и специалистов при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Организуйте обучение для работников рабочих профессий, когда принимаете на работу или переводите на другую работу. Определите самостоятельно порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения локальным актом с учетом специфики конкретных видов работ. Рекомендуем проводить обучение ежегодно.
Если допустите работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, привлекут к административной ответственности и назначат штраф (ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ):
от 15 000 до 25 000 руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
от 110 000 до 130 000 руб. — для организаций.
Чтобы не нарушить требования закона, обучите сотрудников по программе «Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций и проверка знаний требований охраны труда».
Обучение пожарно-техническому минимуму проходят:
Руководители, специалисты и работники организаций, которые не связаны с взрывопожароопасным производством, проходят обучение по программам пожарно-технического минимума для руководителей и специалистов в течение месяца после приема на работу, далее — не реже одного раза в три года.
Руководители, специалисты и работники организаций, которые связаны с взрывопожароопасным производством, проходят обучение раз в год по программам пожарно-технического минимума для руководителей и специалистов (п. 32 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645).
Нарушение требований к обучению мерам пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 20.4 КоАП РФ):
от 6 000 до 15 000 руб. — на должностных лиц;
от 150 000 до 200 000 руб. — на юридических лиц.
Если требования пожарной безопасности нарушил человек, ответственный за их соблюдение, и в результате этого пострадали или погибли люди, то наступает уголовная ответственность по ст. 219 УК РФ. Она предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
Чтобы не нарушить требования закона, обучите сотрудников по программе обучения: «Пожарно технический минимум для руководителей и специалистов организаций».
Обучение в учебных центрах проходят:
За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует:
должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ).
Чтобы не нарушить требования закона, обучите сотрудников по программе обучения «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».
Проводитеобучение оказанию первой помощи всех сотрудников: руководителей, специалистов и работников рабочих профессий. Обучите сотрудников в учебном центре или внутри организации, если назначите ответственное лицо, обученное как инструктор массового обучения оказанию первой помощи.
Если допустите работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения оказанию первой помощи, привлекут к административной ответственности и назначат штраф (ч. 3 ст. 5.27.1
КоАП РФ):
для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
для организаций — от 110 000 до 130 000 руб.
Чтобы не нарушить требования закона, обучите сотрудников по программе обучения «Обучение оказанию первой помощи пострадавшим».
Обучайте всех работников, которых впервые допускаете к работам на высоте, в учебном центре.
Всегда обучаются в учебном центре:
• руководители, специалисты, ведущие организацию, руководство и проведение работ на высоте;
• члены аттестационной комиссии работодателя;
• работники, которые имеют перерыв в работе на высоте больше года.
Если допустите работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения, привлекут к административной ответственности и назначат штраф (ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ):
от 15 000 до 25 000 руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
от 110 000 до 130 000 руб. — для организаций.
Согласно п. 1.4.20 ПТЭЭП (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей утв. приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года за № 6, зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 года за № 4145) 1 раз в 3 года очередная проверка знаний проводится у специалистов по охране труда и административно-технического персонала непосредственно не организующего и не проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров.
Перечисленный в вопросе персонал относится к электротехнологическому и проходит проверку знаний 1 раз в год.
Каждый работодатель обязан создать систему управления охраной труда и обеспечить ее функционирование (ст. 212 ТК). В свою очередь, управление профессиональными рисками — составная часть системы управления охраной труда (ст. 209 ТК).
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ и ст. 3 Закона № 125-ФЗ установлены два основных показателя профессионального риска: возникновение профзаболевания в результате воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и травмирование при несчастном случае на производстве. В соответствии с п. 37 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. Т.е. разработать порядок (алгоритм) проведения оценки рисков в Вашей организации и провести оценку рисков – это задачи (функции) Ваших специалистов по охране труда (службы ОТ). Также Вы имеете право заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией.
За неисполнение требований трудового законодательства работодателя оштрафуют по ст. 5.27.1 КоАП. Управлять профессиональными рисками — значит разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение производственного травматизма. Чтобы выявить и оценить уровни рисков, работодатель самостоятельно выбирает любую существующую методику исходя из специфики своей организации. При расследовании тяжелых и смертельных несчастных случаев отсутствие системы оценки рисков будет свидетельствовать о наличии вины в деяниях работодателя.
Свернуть ответПроизводственный контроль – это наблюдение за тем, как соблюдаются санитарные и гигиенические правила и нормы на рабочих местах предприятия. Цель производственного контроля – это создание безопасной рабочей среды для работников, путем выполнения санитарных правил: исследований и испытаний. На основании замеров и выясняют, а соответствуют ли показатели нормам СанПин или нет.
Проведение производственного контроля является обязательной процедурой для всех предпринимателей, что регламентируется Федеральным законодательством (ст.32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации») и Санитарными правилами (СП 1.1.10558-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Производственный контроль проводится и зависит напрямую от санитарно-эпидемиологического состояния производства (имеются ли на предприятии вредные факторы, а также насколько сильно они воздействуют на здоровье работника и окружающую среду).
В большинстве случаев производственный контроль проводится раз в год, однако в том случае, если в течение 5 лет лабораторные исследования ни разу не выявили вредных факторов, периодичность может быть сокращена (однако не более чем в два раза). На регулярность влияют проведение профилактических мероприятий, отсутствие профессиональных заболеваний и здоровая среда производства.
Производственный контроль нужно проводить для того, чтобы обезопасить работников предприятия от опасного воздействия среды производства и других производственных факторов.
В конечном итоге производственный контроль должен реализовать конституционное право работников на безопасный труд.
Свернуть ответ
Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.
Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.
Проведение специальной оценки условий труда, отсутствие на рабочих местах вредности по результатам СОУТ не освобождает работодателя от обязанности проведения производственного контроля в организации.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять производственный контроль закреплена в ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон № 52-ФЗ). Данная обязанность заключается, в т. ч. в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Кроме этого, обязанность по осуществлению производственного контроля устанавливается другими федеральными законами применительно к той или иной отрасли. Основополагающий порядок организации и проведения производственного контроля установлен Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 (далее – Правила). Согласно п. 2.2 Правил целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Осуществляются такие испытания либо непосредственно работодателем, либо с привлечением аккредитованной лаборатории.
Правила, порядок и периодичность выполнения производственного контроля должны быть прописаны в локальном нормативном документе – программе производственного контроля, разрабатываемой в организации. Пунктом 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01» установлено на каких объектах и в каком объеме осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований. Такой контроль проводится на промышленных предприятиях; водных объектах; объектах водоснабжения; общественных зданий и сооружений; при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств. Если организация не осуществляет указанные виды деятельности и не располагает объектами, перечисленными в пункте 4.1 Санитарных правил, ему не может быть вменена обязанность по осуществлению производственного контроля с применением лабораторных исследований (Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2015 N 304-КГ15-1886 по делу № А45-22421/2013).
Обязанности работодателя возникают в связи с несчастными случаями, произошедшими с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (практиканты, ученики, лица, выполняющие общественно-полезные работы и др.) при исполнении ими трудовых обязанностей или какой-либо работы по поручению или в интересах работодателя (например, предотвращение или ликвидация последствий катастрофы, аварии, несчастного случая).
К несчастным случаям относятся события, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья в результате воздействия других лиц, животных, насекомых, внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени (включая время установленных перерывов, время приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других трудовых действий перед началом и после окончания работы, в т.ч. за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни) на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы;
- при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте, либо на личном транспорте при его использовании в служебных целях по соглашению с работодателем;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха.
При указанных несчастных случаях работодатель обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации (см. ответ на вопрос "Кого работодатель должен уведомить о несчастном случае на производстве?"), а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- незамедлительно образовать комиссию в составе не менее трех человек для расследования несчастного случая;
- провести в установленные сроки расследование несчастного случая (см. ответ на вопрос "Каков порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве?"),
- по несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформить акт о несчастном случае на производстве, выдать акт пострадавшему (родственникам погибшего) и направить в соответствующие органы;
- зарегистрировать несчастный случай, квалифицированный по результатам расследования как несчастный случай на производстве, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве;
- по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего направить в государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Если работодатель не совершил обязательных действий при возникновении несчастного случая, или скрыл его, или работник не согласен с предпринятыми работодателем действиями, то за защитой своих прав работник вправе обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование
В соответствие с частью 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст.227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с Трудовым кодексом РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
- работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
- обучающиеся, проходящие производственную практику;
- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
В соответствии со ст. 228 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работодатель (его представитель) обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
Расследование несчастных случаев в Институте" ПРОФИКЛАСС"
Свернуть ответВ 2021 году обязанность провести специальную оценку условий труда напрямую касается 5 категорий работодателей:
Свернуть ответ
В связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» нужно или нет направлять ответственных лиц по пожарной безопасности и руководителя организации в учебный центр на проведение внеплановой проверки знаний?
Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа в соответствии с Нормами (приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").
Согласно пункту 26 Норм внеплановый противопожарный инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила), необходимо провести внеплановый противопожарный инструктаж с учетом требований, изложенных в пункте 27 Норм.
Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
(ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.
Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.
Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.
Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.
Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:
Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).
Функции по охране труда может выполнять:
Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.
Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:
Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.
Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.
Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.
Свернуть ответ
Нажимая кнопку "Оставить заявку", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
Нажимая кнопку "Оставить заявку", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
Нажимая кнопку "Оставить заявку", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
Нажимая кнопку "Оставить заявку", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
Нажимая кнопку "Заказать", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
Нажимая кнопку "Получить консультацию", я подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики обработки персональных данных
© 2012 - 2025 Все права защищены, любое копирование информации допускается только с письменного согласия АНО ДПО «Институт«ПРОФИКЛАСС»