(здание НИИ ГипроРечТранс, эт. 6, оф. 600)
Курсы профессиональной переподготовки
Курсы и обучение по теплоустановкам
Курсы и обучение по:
Вопрос-ответ
Согласно п.88 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем.
Таким образом, допускается не соблюдать хронологический порядок записей в журнале регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте.
Внеплановая СОУТ направлена на выявление факторов на производстве и в трудовом процессе, вредно и опасно влияющих на здоровье работников, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников. Основания для проведения такой процедуры прописаны в ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 17 426-ФЗ в течение 12 месяцев внеплановые проверки проводят при:- введении новых рабочих мест;
- изменениях технологических процессов и замене оборудования, если это влияет на условия работы.
- получены предписания госинспектора о необходимости СОУТ;
- изменился состав используемых материалов, а также средств защиты;
- произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание на производстве из-за вредных и опасных факторов;
- предложил профсоюз.
Свернуть ответ
Возложить обязанности специалиста по охране труда на лицо, не имеющее соответствующей подготовки, нельзя. Лицо, выполняющее функции СОТа, должно соответствовать квалификационным требованиям.
На законодательном уровне нет требований о назначении замещающего работника во время отпуска СОТа. При этом с работодателя не снимаются обязанности по ОТ во время отпуска СОТа. Работодатель все так же должен обеспечивать безопасность работников, проводить обучение, контролировать условия труда и т.д.
Есть три варианта в данном случае:
- возложить обязанности по ОТ на руководителя организации.
- Назначить приказом ответственным за ОТ сотрудника, чья квалификация соответствует профстандарту «Специалист в области охраны труда».
- договориться с СОТом об отзыве из отпуска в случае необходимости, если на сотрудника не распространяется запрет на отзыв и сам сотрудник согласен выйти из отпуска. Ст. 125 ТК РФ не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Свернуть ответ
Официальных нормативно-правовых актов, закрепляющих типовой алгоритм действий сотрудников объекта при обнаружении беспилотных летательных аппаратов, на сегодняшний день в РФ нет.
Перечень мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями руководства организации самостоятельно с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории объекта и закрепляются локальным нормативно правовым актом.
Обоснование:
Алгоритм действий сотрудников при обнаружении беспилотных летательных аппаратов разрабатывается организацией самостоятельно на основе:
- Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756;- Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Алгоритм действий при обнаружения БПЛА в воздушном пространстве над территорией объекта или в ближайшей видимости может включать в себя следующие меры:
1. При обнаружении (поступлении информации об обнаружении) над территорией (вблизи) объекта неизвестного БПЛА незамедлительно нажать на кнопку тревожной сигнализации и сообщить об этом руководству объекта (непосредственному руководителю).
2. Запрещается находиться в прямой видимости по отношению к БПЛА, пытаться сбить его подручными предметами и иными средствами поражения, пользоваться вблизи радиоаппаратурой, мобильными телефонами, устройствами GPS/ГЛОНАСС.
3. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом согласно утвержденной схеме оповещения территориальные органы МВД России, ФСБ России, Росгвардии либо Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования (ЕДДС).
4. При направлении информации с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
- свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;
- наименование объекта (территории) и его точный адрес;
- источник и время поступления информации о БПЛА (визуальное обнаружение, информация иных лиц, данные системы охраны или видеонаблюдения);
- характер поведения БПЛА (зависание, барражирование над объектом, направление пролета, внешний вид и т.д.);
- наличие сохраненной информации о БПЛА на электронных носителях информации (системы видеонаблюдения);
- другие сведения по запросу уполномоченного органа.
5. Зафиксировать дату и время направления информации.
6. Выставить наблюдательный пост за воздушным пространством над территорией и вблизи объекта с соблюдением мер личной безопасности. Наблюдателю необходимо по возможности зафиксировать время, место обнаружения, примерную высоту, скорость и курс (направление) полета (движения), количество летательных аппаратов, а также примерную конфигурацию летательного аппарата (если есть возможность визуально определить его форму, опознавательные знаки, окраску, оружие, боеприпасы и возможные взрывные устройства, закрепленные на нем, другие визуальные признаки).
7. Принять меры для получения дополнительной информации, в т.ч. его фото-видеосъёмки (при наличии соответствующей возможности).
8. Исключить нахождение на открытых площадках массового скопления людей.
9. Усилить охрану, а также пропускной и внутриобъектовый режим.
10. Организовать обход территории объекта в целях обнаружения подозрительных (взрывоопасных) предметов и лиц.
11. В случае получения от дежурных служб территориальных органов МВД России, УФСБ России, Росгвардии дополнительных указаний (рекомендаций) действовать в соответствии с ними.
12. По решению руководителя организации либо уполномоченного им лица при угрозе жизни и здоровью людей организовать оповещение персонала о возможной угрозе, организовать (при необходимости) укрытие или эвакуацию находящихся на объекте (территории) людей.
13. В случае посадки (падения) БПЛА на территорию объекта наблюдатель проводит все мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям при обнаружении подозрительного предмета на территории объекта.
В случае, когда БПЛА находится в воздушном пространстве над территорией объекта, наблюдатель осуществляет наблюдение за БПЛА и докладывает руководителю объекта об изменении его территориального положения.
Выбор конкретных мер и действий зависит от специфики работы объекта.
По материалам системы "Кодекс"/"Техэксперт.
Свернуть ответ
Приказом МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 определены порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях по программам противопожарного инструктажа и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (ПБ) (Письмо МЧС России от 21 июня 2023 г. № ИГ-19-1166).
МЧС России разъяснило, распространяются ли на ИП требования приказа МЧС № 806.
Согласно п. 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам ПБ. Обучение осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профпрограммам.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 214 Трудового кодекса). Работодателями наряду с юридическими лицами могут являться и ИП (ст. 20 ТК РФ).
Таким образом, в случае если ИП является работодателем, то на него в полной мере распространяются обязанности руководителя организации, связанные с обеспечением ПБ.
ИП сам выбирает способ обучения своих работников (по программам противопожарного инструктажа или по программам дополнительного профобразования), исходя из структуры и численности работников объекта защиты, категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
Источник: Система ГАРАНТ.
Свернуть ответ
В соответствии с п.33, Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464:
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работники рабочих профессий;
в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством; д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иные работники по решению работодателя.
Младший медицинский персонал необходимо обучать оказанию первой помощи. По профстандарту младший медицинский персонал должен уметь оказывать первую помощь (приказ Минтруда от 12.01.2016 № 2н).
Следовательно, обучайте такой персонал внутри организации по программам оказания первой помощи (п. 33 Порядка обучения № 2464).
Что касается врачей. По профстандарту врач-лечебник не обязан оказывать первую помощь (приказ Минтруда от 21.03.2017 № 293н). Следовательно, если в профстандартах для врачей и других НПА не указано, что такие работники должны уметь оказывать первую помощь, то обучать их не нужно. Однако военный врач обязан уметь оказывать первую помощь на основании части 1 статьи 31 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Поэтому его нужно обучить оказанию первой помощи согласно разделу IV Порядка обучения № 2464.
Свернуть ответ
Внеплановая оценка условий труда проводится в следующих случаях:
-
ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
-
получение работодателем предписания ГИТ о проведении внеплановой СОУТ, в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7.
Ст.17 ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Свернуть ответ
Работодатель на микропредприятии проводит обучение охране труда в ходе инструктажа на рабочем месте (п. 100 Порядка обучения № 2464).
Работодатель не обязан формировать комиссию по проверке знания требований ОТ. Достаточно назначить ответственное лицо, которое будет проводить проверку знания (п. 101 Порядка обучения № 2464).
Вводный инструктаж по охране труда и инструктажи на рабочем месте можно совместить и вести единый документ регистрации проведения инструктажа по охране труда (п. 102 Порядка обучения № 2464).
Инструктажи по охране труда может проводить штатный специалист по охране труда, лицо, на которое приказом возложили обязанности по проведению инструктажей, или специалист по ОТ по гражданско-правовому договору. Исключение – целевой инструктаж по наряду-допуску. Его проводят по общим правилам (п. 103 Порядка обучения № 2464).
Если работники выполняют работы повышенной опасности, то работодатель выполняет все требования Порядка обучения № 2464 по данному обучению (п. 100 Порядка обучения № 2464).
Сначала обратимся к ч.4 ст.230.1 ТК РФ, которая гласит, что по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, в которые сообщалось о несчастном случае, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Кроме того, в п.33 приказа Минтруда России от 20.04.2022 г. № 223н содержатся аналогичные требования, согласно которым сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме № 10 приложения № 2 к данному приказу передается работодателем (его представителем) в течение 10 календарных дней в соответствующую государственную инспекцию труда по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего.
С учетом вышеизложенных норм можно сделать вывод: работодатель обязан направлять в ГИТ сообщение о последствиях любого несчастного случая, повлекшего временную нетрудоспособность работника и произошедшего на производстве.
Дополнительно отметим, что в зависимости от степени тяжести полученных пострадавшим травм информируется и определенный круг органов, т.е. о легком несчастном случае необходимо проинформировать только органы СФР, а ГИТ извещать при легком несчастном случае не требуется.
Вместе с тем, если травмы легкой степени тяжести не повлекли за собой временную утрату трудоспособности пострадавшим, то сообщать в ГИТ о последствиях такого несчастного случая на производстве и принятых мерах не требуется.
Эксперты Института "ПРОФИКЛАСС" расследуют несчастный случайи расскажут, как предотвратить ЧП в дальнейшем. Мы гарантируем соблюдение всех тонкостей проведения расследований. В стоимость наших услуг также входит защита интересов работодателя и выявление недочетов в организации ОТ, послуживших причиной несчастного случая.
Общие требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте определены Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н (далее - Правила по охране труда).
Средства защиты от падения с высоты и каски защитные должны быть сертифицированы.
Обоснование:
В соответствии со ст.ст.214 и 221 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной защиты, в т.ч. средства защиты от падения с высоты должны соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты (далее - Технический регламент).
В соответствии с п.5.4 Технического регламента подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты, в т.ч. средств защиты от падения с высоты осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
В соответствии с п.12 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты подлежат обязательной сертификации
В соответствии с п.6 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты ног (обувь) от скольжения подлежат декларированию.
В соответствии с п.7 Приложения № 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты головы (каски защитные) подлежат обязательной сертификации.
Разделом VI Правил по охране труда установлены Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте.
В соответствии с п.117 Правил по охране труда системы обеспечения безопасности работ на высоте должны соответствовать росту и размерам работника, существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы и учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника.
В соответствии с п.126 Правил по охране труда системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из анкерного устройства, привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной); соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах).
В соответствии с п.129 Правил по охране труда анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.
Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с п.127 Правил по охране труда должны указываться в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.
В п.132 Правил по охране труда установлено, что в качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь, а не безлямочные предохранительные пояса. В состав соединительно-амортизирующей подсистемы страховочной системы должен входить амортизатор или устройство функционально его заменяющее. Соединительно-амортизирующая подсистема может быть выполнена из стропов, средства защиты втягивающего типа или средств защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.
В п.138 Правил по охране труда дан перечень СИЗ (совместимых с системами безопасности от падения с высоты) который должен выдаваться при работе на высоте.
В п.139 определены требования к каскам, используемым при работе на высоте.
В п.140 установлены требования к специальной обуви, которая должна выдаваться при работе на высоте.
Требования по охране труда при выполнении кровельных и других работ на крышах зданий установлены разделом XVI. Правил по охране труда.
В данном разделе (п.253) указан набор систем обеспечения безопасности работ на высоте (удерживающие, позиционирующие, страховочные системы и (или) систем канатного доступа, спасательно-эвакуационных средства) исходя из решений, прописанных в наряде-допуске, технологических картах или ППР на высоте.
Схематическое представление и состав систем обеспечения безопасности на высоте приведен в приложении № 10 к Правилам по охране труда.
Свернуть ответ
Если в организации проведена СОУТ и условия признаны вредными, то с какого момента следует установить повышенную оплату труда для работника?
Роструд указывает, что повышенную оплату труда работнику следует установить с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
Данный вывод следует из положений, указанных в ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в ч.1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, а минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Свернуть ответ
Может ли работодатель уменьшить нормы выдачи СИЗ работникам, если по результатам оценки профрисков (ОПР) ему необходимы не все СИЗ из перечня?
Роструд в своем ответе указывает, что в данной ситуации работодатель может уменьшить нормы выдачи СИЗ, так как при определении объема СИЗ, предполагаемых к выдаче работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель вправе не учитывать СИЗ от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками, снижению их уровней. При этом реализация указанных мероприятий должна подтверждаться результатами СОУТ и (или) ОПР.
Позиция Ведомства находит подтверждение в нормах, изложенных в п.18 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
Свернуть ответ
Согласно ст. 223, работодатель, численность сотрудников которого не превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований ОТ принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.
На должность специалиста по ОТ, как правило, назначаются:
- лица, имеющие квалификацию специалиста по ОТ;
- специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет;
- специалисты, имеющие среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Если в организации отсутствует служба ОТ или нет специалиста по ОТ, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют:
- работодатель (ИП лично или руководитель организации);
- другой уполномоченный работодателем работник;
- организация или ИП, оказывающие услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по ГПД.
Свернуть ответ
При обучении по охране труда ответственных за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ необходимо руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
В зависимости от занимаемой должности и функциональных обязанностей работника, результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, ответственного за безопасное производство работ необходимо обучить по программам:
- первой помощи пострадавшим (п.33 ППРФ 2464),
- использованию (применению) средств индивидуальной защиты (если применяют средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков) - п.38,
- общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда - если данные сотрудники являются руководителями структурных подразделений или их заместителями (п.53 ППРФ),
- безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков,
- безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (если при выполнении погрузо-разгрузочных работ выполняются работы, отнесенные к работам повышенной опасности) п.55 ППРФ 2464.
Обоснование:
Согласно п.4 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов, утвержденных приказом Минтруда РФ от 28.10.2020 N 753н, работодатель обязан обеспечить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Таким образом, каждый работник, выполняющий данные виды работ, должен быть обучен по охране труда.
Отдельные пункты данных Правил 753н указывают на обязательное наличие лица, ответственного за безопасное производство работ, однако квалификационные требования к нему отсутствуют, поэтому, применяются в полной мере требования Порядка обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Свернуть ответ
Если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Основания для проведения внеплановой СОУТ предусмотрены в ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией (ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Таким образом, если произошло только изменение наименования организации, проводить внеплановую СОУТ не требуется.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом (письмо Минтруда России от 03.11.2016 N 15-1/ООГ-3913). Форма указанного протокола нормативно не установлена.
Свернуть ответОценка профессиональных рисков и спецоценка - это разные процедуры. Законодательством не установлена обязательная последовательность проведения СОУТ и профрисков.
По общему правилу СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет. Если организовали новое рабочее место, проведите СОУТ в течение 12 месяцев с момента, как его создали (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Спецоценка будет действовать бессрочно, если на рабочих местах не установили вредность, не было несчастных случаев, у работников не выявили профзаболеваний и инспектор ГИТ не нашел нарушений. В остальных случаях проводите СОУТ один раз в пять лет.
Периодичность проведения оценки профрисков законодательством не установлена. Работодатель определяет самостоятельно периодичность ее проведения. При проведении оценки профрисков можно использовать результаты спецоценки (п. 10 рекомендаций по идентификации опасностей). Однако это является только рекомендацией по сбору исходной информации, необходимой для нахождения и распознавания опасностей. Обязательная последовательность проведения СОУТ и оценки профрисков не установлена.
Свернуть ответДля проведения инструктажей по охране труда водительскому составу необходимо руководствоваться:
- разделом II Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464;
- Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145.
Правила обязательны для:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
- физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
В соответствии с п.3 Правил при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели (субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с п.7 Правил в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее - журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
В соответствии с п.7.1 Правил при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее - вводный инструктаж).
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
- требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
- порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость);
- основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
- документы, необходимые для осуществления перевозок.
В соответствии с п.7.2 Правил перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- погодные условия движения на маршруте;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
- безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
В соответствии с п.7.3 Правил два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее - сезонные инструктажи).
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
В соответствии с п.7.4 Правил при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее - специальный инструктаж).
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
Свернуть ответ
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (ч.2 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Работникам полагаются доплаты за вредные условия труда после внесения сведений о СОУТ в информационную систему учета.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения (ч.3 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
При этом результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Свернуть ответСтатья 209 ТК РФ даёт нам определение: вредный производственный фактор – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию.
Статья 14 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» даёт следующие определения классам условий труда:
Оптимальные и допустимые условия труда – условия, при которых на работника воздействуют вредные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают нормативы.
Вредные условия труда – условия, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов превышают нормативы
Т.е. любой фактор, измеренный при проведении СОУТ, является вредным производственным фактором, в том числе:
⠀-⠀ шум, фактический уровень которого составляет 40, 50, 60, 70 дБА.
⠀-⠀ освещенность 400, 500 лк.
⠀-⠀ тяжесть трудового процесса, оцененная классом 1 и 2.
Организация обязана проводить мероприятия, связанные с выявлением (идентификацией) опасностей и оценкой профессиональных рисков в рамках функционирования системы управления охраной труда (ч. 6, 13 ст. 209, ч. 3 ст. 214, ст. 217 ТК РФ). При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 14 ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ). Данные мероприятия проводятся систематически, конкретные сроки определяются организацией самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.